Новости
21 февраля 2018, 04:00

Первая неделя Святой Четыредесятницы. Особенности богослужения.

19 февраля, в понедельник первой седмицы Великого поста, в Свято-Ильинском соборе г. Россоши совершено уставное богослужение, за которым служили секретарь Россошанской епархии протоиерей Илья Безруких, благочинный Россошанского церковного округа иерей Алексий Кувалдин, настоятель собора иерей Василий Гайков, клирики собора.

Первая неделя поста, вместе с последней, отличается своей строгостью, а богослужения продолжительностью. Святая Четыредесятница, которая напоминает нам о сорока днях проведенных Иисусом Христом в пустыне, начинается с понедельника, называемого чистым. Не считая Вербного воскресения, во всей Четыредесятнице остается 5 воскресных дней, из которых каждый посвящен особому воспоминанию. Каждая из семи недель называется, по порядку наступления: первой, второй и т.д. седмицей Великого поста. Богослужение отличается тем, что, во все продолжение Святой Четыредесятницы, по понедельникам, вторникам и четвергам не бывает литургии (если в эти дни не случается праздника). Утром совершаются утреня, часы с некоторыми вставными частями и вечерня. Вечером вместо вечерни, совершается великое повечерие. По средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных даров, в первые пять воскресений Великого поста — литургия Св. Василия Великого, которая совершается также в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной седмицы. По субботам в период Св. Четыредесятницы совершается обычная литургия Иоанна Златоуста. Первые четыре дня Великого поста (понедельник-четверг) вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского — вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека. Православные люди всегда стараются не пропустить этих поразительных по силе воздействия на душу служб. В первую пятницу Великого Поста положенная в этот день по уставу литургия преждеосвященных даров завершается не совсем обычно. Читается канон св. великомученику Феодору Тирону, после чего на середину храма выносится коливо — смесь из вареной пшеницы и меда, которую священник благословляет с чтением особой молитвы, а затем коливо раздается верующим. В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое Торжество православия, установленное при царице Феодоре в 842 г. о победе православных на Седьмом Вселенском соборе. В конце литургии в этот день священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Диакон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, т. е. объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины православной веры, и «вечную память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многие лета» — живущим Покаянный канон и его значение С понедельника по четверг первой седмицы поста по вечерам в храмах читается Великий Покаянный канон преподобного Андрея Критского, который также называют умилительным каноном. Верующие стараются не пропустить этих важнейших по силе воздействия на душу служб. Обратите внимание, что в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы канон поётся и читается по частям, а вот на утрене четверга пятой седмицы – уже в полном составе. Великий канон состоит из 250 тропарей, великим он называется не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения. Напоминая, что пост – это время покаяния и очищения, весь канон преподобного Андрея направлен к тому, чтобы побудить человеческую душу к отвращению от грехов и к исправлению жизни. Смысл освящения колива В пятницу первой седмицы поста Литургия преждеосвящённых даров завершается не совсем обычно. Читается канон святому великомученику Феодору Тирону, который жил в IV веке, после чего на середину храма выносится коливо – смесь из варёной пшеницы и мёда, которую священник благословляет с чтением особой молитвы. Коливо раздаётся верующим. Собственно память великомученика Феодора Тирона отмечается Церковью на следующий день. В чём состоит чудо, которое он совершил и которое вспоминают в субботу первой седмицы Великого поста? Сам Феодор Тирон скончался мученической смертью около 306 года нашей эры. Затем, уже спустя 50 лет после его кончины, император Юлиан Отступник решил надругаться и посмеяться над христианами и приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью (то есть по сути – осквернить пищу). Господь через святого мученика решил защитить христиан. Феодор, явившись во сне одному из архиепископов, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал пищу на рынках, а вместо этого все ели варёную пшеницу с мёдом – то есть коливо. Именно это чудо и вспоминает Церковь в первую субботу поста. «Торжество православия» В воскресенье первой седмицы совершается так называемое «Торжество православия». Этот день установлен в память о Вселенском соборе 843 года, который был созван в Константинополе царицей Феодорой для восстановления иконопочитания. Во время этого праздника в середине храма полукругом выставляются храмовые иконы. А в конце литургии священнослужители совершают молебное пение перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь об утверждении христиан в вере и обращении всех отступивших от Церкви на путь истины. Затем громко читается Символ веры, произносится анафема всем, кто осмеливается искажать истины православной веры, а также «вечная память» всем скончавшимся защитникам веры православной и «многие лета» – живущим. В среду 21 февраля служится литургия Преждеосвященнных Даров. В этот день вспоминается ФЕОДОР СТРАТИЛАТ, который издревле почитается, как небесный покровитель православного воинства. В субботу 24 февраля служится литургия св. Иоанна Златоуста, совершается память святого великомученика ФЕОДОРА ТИРОНА. Накануне вечером (в пятницу) освящается и раздается верующим коливо (кутья). Этот праздник переходящий, память Феодора Тирона всегда празднуется в субботу первой седмицы Великого поста. Освящение колива совершается в память употребления христианами сладких зерен пшеницы, в то время, когда император Юлиан Отступник (III век) приказал окропить всю пищу на рынке кровью жертвенных животных.










Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg